Вариации на тему Паганини

 

27 октября - день рождения Никколо Паганини (1782-1840), итальянского скрипача, композитора. Никколо Паганини родился в Генуе 27 октября 1782 года. Игре на скрипке его начал обучать отец. Девяти лет от роду Паганини впервые выступил на публике со своими вариациями песни "Карманьела". В тринадцатилетнем возрасте состоялось его первое концертное путешествие по Ломбардии. После этого Паганини сосредоточил свое внимание на сочетании скрипичных партий в новом стиле. До этого он занимался композицией лишь полгода, сочинив за это время двадцать четыре фуги. Между 1801 и 1804 годами Паганини увлекся сочинением для гитары (он создал около 200 произведений для этого инструмента). За исключением данного трехлетнего периода, когда он совсем не появлялся на эстраде, Паганини вплоть до сорокапятилетнего возраста широко и с огромным успехом концертировал в Италии. О масштабах его выступлений можно судить по тому, что за один сезон 1813 он дал в Милане около сорока концертов. Необычная личность Паганини, весь его облик "свободного художника" идеально соответствовал понятиям эпохи об артисте-романтике. Его откровенное пренебрежение условностями света и симпатии к социальным низам, скитания юности и дальние странствия в зрелые годы, непостижимый исполнительский гений порождали о нем легенды. Католическое духовенство преследовало Паганини за антиклерикальные высказывания и за сочувствие карбонариям. Дело даже дошло до обвинений его в приверженности дьяволу.

Я жизнь прожил в предощущенье чуда

24 июня - 125 лет со дня рождения Шагала Марка Захаровича, графика, живописеца, театральнаого художника, иллюстратора, мастера монументальных и прикладных видов искусства.

Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» ("Суббота", 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене - Белле Розенфельд ("Над городом", 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма ("Ворота еврейского кладбища", 1917, частное собрание, Париж). Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен ("Я и деревня", 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; "Автопортрет с семью пальцами", 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.

"Ми перемогли разом": Україна у другій світовій війні

Народ, осяяний пам’яттю, - нездоланний


Щороку в травні ми відзначаємо День перемоги. Дорогою ціною заплатив український народ за участь у найстрашнішій за всю світову історію війні 1941-1945 рр. Не щезне в пам’яті людській, не йде в забуття великий подвиг і велика трагедія нашого народу - його битва, його перемога над фашистами. Можна по-різному ставиться до Великої Вітчизняної війни, по-різному її називати, але хіба можна забути тих, хто віддав своє життя для щастя інших.

Вільна пісня моя…

16 березня - 130 років від дня народження Христі (Христина Олексіївна) Алчевської (1882—1931), української письменниці, поетеси, педагога, перекладача.

Авторка кількох поетичних збірок: «Туга за сонцем» (1907), «Сонце з-за хмар» (1910), «Пісні життя» (1911), «Вишневий цвіт» (1912), «Пісні серця і просторів», «Моєму краю» (обидві — 1914), в яких виступала проти соціального й національного поневолення українського народу, висловлювала віру в його щасливе майбутнє, оспівувала борців проти гнобителів. Присутня в них й інтимна лірика. У збірках «Сльози» (1915), «Встань, сонце!» та «Мандрівець» (обидві — 1916) засуджує антинародний, грабіжницький характер Першої світової війни. Її літературно-критичні статті присвячені українським та російським письменникам 19 — початку 20 століть: «З поля двох письменств», «Майстри слова», «Пам’яті Шевченка», «Селянська дитина — Василь Стефаник», «Дух велетня» та інші. Збіркою «Пробудження» вітала Лютневу революцію 1917.

Возвышенное и земное

Воольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор, инструменталист и дирижёр, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.

Страница 6 из 8