Каких только названий апрель не подхватывал у древних славян: и красавик, и снегогон, и кветень, и первоцвет, и цветень, и крутий, и ручейник, и водолей, и обманщик. Название «апрель» в народном календаре славян прочно закрепилось, а позаимствовано оно было у древних римлян. Aprīlis (априлис) – «месяц Афродиты» у них числился 2-м месяцем в году. Римским поэтом Овидием присвоение такового имени толковалось иначе. Он считал, что название дано от латинского слова «аперире», обозначающее «Всё открывается». И под этим «Всё» подразумевалось, прежде всего, открытие (пробуждение) природы! Это явление природы неповторимо и замечательно. Температура в этот период действительно значительно увеличивается, залежалый снежок быстро становится живительной водичкой для флоры. Всё в строгой последовательности на глазах травенеет и хорошеет! Зацветают первоцветы, мать-и-мачеха, крокусы, ива, осина, тополя. Зеленеют листочки на вербе, ольхе, сирени, осине, березе. Почувствовав тепло, выползают на солнышко насекомые (подробнее на http://tradicii.com).
4 апреля – Василий Теплый, Василий Солнечник, Василий Капельник
В православном церковном календаре это дата почтения памяти святого мученика Василия Анкирского, священника. Названия праздника – Теплый, Парник, Капельник, Солнечник – связаны с теплой солнечной погодой, которая наступает в этот день.
7 апреля – Благовещение, Бабий праздник
Благовещение Пресвятой Богородицы – праздник, установленный в память о дне, когда архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о предстоящем рождении Сына Божия. Праздник выпадает на Великий пост или на Светлую Седмицу.
По народному верованию, в день Благовещенья сам Бог благословляет землю и все, что на ней растет. В связи с этим появилась традиция освящать накануне праздника или в сам праздник семена, предназначенные для посева. Сеять их нужно было обязательно вовремя. «Кто рано сеет – семян не теряет», – говорили в народе.
8 апреля – Народный праздник Гавриил Благовест. Христианская церковь в этот день празднует Собор Архангела Гавриила. К Архангелу Гавриилу обращаются с просьбой избавиться от простудного недуга, лихорадки. Молитва в этот день способна оградить не только от физических болезней, но и от душевных сомнений.
11 апреля – Берещенье. В этот день на Руси чествовали самое любимое в народе дерево – березу. Ее называли деревом жизни, здоровья и света. У наших предков с березой было связано множество поверий. Заболевшего ребенка, например, нужно было хлестнуть березовым прутиком – и хворь уйдет. Если воткнуть ветку березы в крышу, она будет оберегать дом от молнии. А представить русскую баню без березового веника и вовсе невозможно.
Народный праздник «Марья – зажги снега» отмечается 14. Верующие православной церкви в этот день вспоминают святую Марию Египетскую. Название «зажги снега» связано с погодой. Солнце в этот период вовсю начинает светить и играть бликами на снегу и в ручьях. Пустые щи на Марию поминали не случайно. К апрелю у крестьян заканчивался запас капусты, поэтому о густых щах, в которых «ложка стоит», приходилось только мечтать. Не зря говорили: «Захотел ты в апреле кислых щей!». Приходила пора варить апрельские щи – пустые, жидкие, служившие поводом для шуток: «Щи – хоть портянки полощи». В такой суп за неимением капусты обычно клали крапиву и щавель, которые как раз начинали зеленеть.
Народный праздник Тит Ледолом отмечается 15 апреля (по старому стилю – 2 апреля). В православном церковном календаре это дата почтения памяти святых Тита Чудотворца и мученика Поликарпа. Праздник назывался также «Ледоломом», «Бесхлебницей» и «Барыш-днем». По поверью, чем лучше отпраздновать этот день, тем лучше будут идти продажи весь год.
Прозвище «Ледолом» святой Тит получил в народе из-за того, что в его день окончательно вскрываются реки и озера. За этим процессом принято было внимательно наблюдать: если лед утонет, опустится на дно, то нужно готовиться к сложному году. Если полая вода разольется – можно ждать хороших трав и раннего покоса. А если к Титу лед еще не сошел – значит, рыба нынешней весной будет ловиться плохо.
Называли этот день также «Бесхлебицей». Запасы зерна заканчивались, и люди начинали перебиваться с хлеба на квас. По этому поводу говорили: «Было когда-то всякого жита по лопате, а сейчас дожили – ножки съежили»; «У кого ничего, а у нас и пуще того». Несмотря на тяжелые времена, припасенное на посев зерно не трогали. Это было табу: «Корову продай, а поле добрым семенем засевай»; «Сам голодай, а поле зерном не обделяй».
Народный праздник «Иосиф Песнопевец» отмечается 17 апреля (дата по старому стилю – 4 апреля). Православной церковью в этот день чтится память святого Иосифа Песнописца. В народе его прозвали «Песнопевцем» потому, что с этого дня подает голос сверчок и начинаются журавлиные песни. Эту птицу любят за красоту и считают настоящим предвестником весны. Люди выходили из дома, чтобы поклониться прекрасным птицам, которых считали борцами со злом и защитниками от нечисти.
На Иосифа выходили смотреть, как цветет ольха. Она очень любит воду, растёт по сырым лугам, по берегам рек и водоёмов. Одним из первых распускается это дерево, украшая берег реки своими жёлтыми цветами, прозванными в народе "ольховыми серёжками" за свою удивительную красоту и грацию. А к осени на их месте появляются мелкие шишечки. Эти шишечки крестьяне собирали впрок для лечения расстройства желудка.
18 апреля – Федул Ветренник. Народный праздник получил название в память о мучениках – диаконе Агафоподе, чтеце Феодуле и иже с ними, отдавших жизнь за веру в 303 году. В этот день начинают дуть теплые весенние ветры. О ненастной погоде говорят: «Пришел Федул – губы надул». Иногда используют и более интересный вариант присказки: «Федул, чего губы надул? – Кафтан прожег. – Велика ли дыра? – Один ворот остался».
Народный праздник «Вадим Ключник» отмечается 22. В церковном календаре это дата почтения памяти преподобного мученика Вадима Персидского, архимандрита. Праздник прозван «ключником» в честь родников и ключей, которые бьют из-под земли. В этот день было принято обходить источники воды, которые были заповеданы родителями.
Народный праздник «Терентий Маревный» отмечается 23 апреля. В православном церковном календаре это дата почтения памяти мученика Терентия Африканского (Карфагенского), Петрийского. Название «Маревный» связано с восходящим в мареве солнцем, то есть в тумане – древней приметой, по которой наши предки судили о плодородности будущего сезона.
25 апреля – Василий Парильщик. На самом деле святого, память которого отмечают в этот день, звали Василием Парийским. В 8 веке он служил епископом в городе Пария, считался сторонником иконопочитания и пал жертвой иконоборческих гонений, имевших в то время место в Византийской империи. Однако русский народ, как часто бывает, переиначил прозвище святого и начал именовать его Парильщиком. Объяснение нашлось быстро. «На Василия весна землю парит», – подмечали крестьяне. Землю иногда одушевляли; в этом случае о ней говорили: «Парится, как старуха в бане». Если поговорка оправдывалась, и солнце действительно хорошо прогревало почву, можно было рассчитывать на хороший урожай.
28 апреля – Пудов день. В этот день церковь отмечает память апостолов от семидесяти Аристарха, Пуда и Трофима. По преданию, они были учениками и последователями святого Павла и вместе с ним проповедовали слово Божие. В этот день пчеловоды осматривали пасеки и омшаники, проверяли: здоровы ли пчелы, хорошо ли пережили зиму. Если весна была ранней, и к концу апреля появлялись первые цветы, ульи вынимали и выставляли на свежий воздух. «На день святого Пуда вынимай пчел из-под спуда», – говорили знающие люди. А все остальные соглашались: «У кого медок и маслице – у того и праздничек».
30 апреля – Зосима Пчельник. Зосима Соловецкий – святой Русской церкви, почитаемый в лике преподобных. Он родился в Новгородской епархии, позже переселился в Поморье, где встретился с иноками Германом и Савватием. В 1436 году они вместе построили келью на Соловецком острове. Вскоре к Зосиме стали стекаться ученики, которые построили здесь храм и обитель – знаменитый Соловецкий монастырь. И Зосима, и Савватий считаются покровителями пчел и заступниками пчеловодов. К дню Зосимы, как и к Пудову дню, приурочивали вывоз ульев на пасеки.