Приглашаем Вас проголосовать за видео конкурсантов в рамках акции-конкурса «Звучит поэзия во мне»:23 6 Подробнее

Искусство Черного Континента

2020 07 31 01«…Искусство это не имеет себе подобного нигде на земном шаре. Нигде не найти подобного рода пластики. Новое поколение художников благодарит Африку за то, что она помогла им выбраться из европейского застоя и тупика».
В. Марков

Искусство Африки теснейшим образом связано с материальными и духовными нуждами всей общины, растворено в повседневной жизни и наиболее ярко проявляется в разнообразных обрядах и ритуалах. Данные характеристики неразрывно связаны с традиционным африканским мировоззрением, которое во многом отличается от европейского. И основное отличие заключается в том, что у представителей африканской цивилизации нет разрыва между добром и красотой. То, что красиво - доброе, и наоборот.

В 1931 году рабочие оловянных рудников, обнаружили терракотовую скульптуру, изображающую голову человека. Стилистически она напоминала другую терракоту, изображавшую голову обезьяны, которая также была обнаружена во время раскопок при поиске олова. Единство стиля скульптур, найденных на территории Нигерии, говорит о том, что еще за несколько столетий до нашей эры существовала древняя африканская цивилизация. Английский ученый Бернард Фэгг предположил существование культуры, которую назвал «культура Нок». Если обратиться к стилистическому анализу, можно увидеть, что для многих наиболее простых фигурок характерны, например, такие черты, как выдавленные дырки на месте ушей и ноздрей. Нетрудно заметить, что создателей скульптуры Нок почти не интересовали детали.

2020 07 31 02Мужская голова. Культура Нок. X в. до н.э. - III в. н.э. Терракота. Лагос, Национальный музей

Для культуры Нок при изображении человека характерна большая экспрессивность и одновременно удивленный взгляд на мир. В Национальном музее Нигерии, например, находится терракотовая голова мужчины, которая наиболее ярко отображает стиль этого искусства. Человек как бы впервые созерцает окружающую его природу и с изумлением стремится осознать, что означает все видимое им. Глаза проработаны в смелой манере, веки обозначены треугольниками, зрачки – два больших отверстия. Линия рта также передает изумление африканца перед окружающим его миром. Мы конечно никогда точно не узнаем, что его вызвало. Но мало найдется примеров традиционного искусства, когда столь ярко было бы выражено это чувство удивления, переходящее в восхищение самим фактом своего существования, ощущение себя частью природы.

В 1910 году во время археологических раскопок на месте расположения дворца правителей древнего города Ифе (Нигерия) и вокруг него были найдены терракотовые скульптуры. Впечатление, произведенное ими на европейцев, было огромно, так как по своему характеру отличались от других африканских скульптур.

 

2020 07 31 03Женская голова. Культура Ифе - XII-XV вв. Терракота. Музей Ифе

Для культуры Ифе (12-15 вв.) характерна реалистическая, во многом изящная манера исполнения, отражающая духовный мир человека.

Между культурой Нок и культурой Ифе существовали промежуточные цивилизации. Но эти цивилизации нам еще не известны.

Где-то в глубине Черного континента под звуки упругих тамтамов в вихре кружатся маски – исполняются традиционные народные танцы. Время неумолимо уносит в историю обычаи и суеверия. Но оно бессильно перед истинным талантом народа.

 

2020 07 31 042020 07 31 05

Об эволюции деревянной скульптуры народов Западного Судана, Камеруна и Габона, также о типологии африканских масок народов бассейна реки Конго вы узнаете, познакомившись с монографией Анатолия Громыко «Маски и скульптура Тропической Африки», которая находится в отделе искусств библиотеки.

2020 07 31 052020 07 31 07

 

Часы работы библиотеки

Понедельник - пятница:
с 9.00 до 17.00

Воскресенье:
с 9.00 до 16.00

Выходной: суббота и
праздничные нерабочие дни
Последний день месяца –
санитарный

Счётчики

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования