Сентябрь – «румянец осени»

2017 09 08 01В древнеримском календаре сентябрь был седьмым по счёту, соответственно и именовался септембер – седьмой. Когда Пётр I принял юлианский календарь, название пришло и в Россию, несмотря на то, что сентябрь у нас – девятый в году. В старославянских же названиях месяца –  и общих для всех славян, и местных  –  отражены черты, характерные для этого времени года.

В старину у сентября, как и у других месяцев, было много имён. Серпень — потому что пришла пора убирать зерновые. Рюинь, ревун – от сильных ветров, от осеннего рёва оленей и других зверей. Ещё слово рует на древнеславянском означает жёлтый – от жёлтого наряда деревьев в эту пору. Хмурень – из-за частых дождей, пасмурного неба; рябинник – из-за обилия спелых ягод рябины. А в названии вересень находят несколько смысловых вариантов. Во-первых, от цветущих вересковых полей в Полесье, во-вторых – украинское слово «врасенец» означает нередкий в сентябре утренний иней на траве, в-третьих, древнеславянское слово врещи означает «молотить», «молотьба». Сентябрь – листопадник, зоревик, золотое лето.

2017 09 08 021 сентября – народный праздник «Фёкла Свекольница». В этот день православная церковь чтит память мучеников Андрея Стратилата, Фёклы, Агапия и Тимофея Газских. Другие названия праздника: «Фёкла», «Андрей-тепляк», «Тепляк», «Андрей Стратилат». 1 сентября в народе почитался южный ветер – тепляк. Крестьяне, одабривая его, кивали на поле: «Хороши нынче овсы стоят».

«На Фёклу именинница свёкла», – говорили в народе и начинали уборку этого овоща. На Руси свёклу употребляли с древних времен – как белую, так и красную. Последнюю, впрочем, ценили больше – в том числе за целебные свойства. Ей приписывали «силу мягчительную, питательную, прохладительную, мочегонную и слабительную». Толченые листья свёклы прикладывали к воспаленным глазам, а сырые коренья держали во рту от зубной боли.

2017 09 08 032 сентября – народный праздник «Самойлов день». Православной церковью в этот день чтится память пророка Самуила. Другие названия праздника: «Самойлин день», «День Самуила», «Самуил».

Этот день на Руси считался праздников отцов и мужей. С самого утра дочери и жены ухаживали за ними, дарили подарки, накрывали праздничный стол.

Святой Самуил жил в XII веке до н. э. С рождения он был на попечении у первосвященника Илия. Одно из первых откровений, пришедших к мальчику еще в отрочестве, гласило, что падет дом судьи за грехи и необузданность сыновей его. Когда пророчество сбылось, Илий погиб от горя. Так Самуил стал судьей Израильским. При его власти израильтяне отбили захваченные ранее филистимлянами города, а взятый Ковчег Божий филистимляне вернули сами.

В народе пророк Самуил считался защитником и покровителем обиженных и обездоленных. Также в этот день чествовали представителей сильного пола: «Самойло-пророк сам Бога о мужике молит». Поэтому и Самойлов день стал своего рода мужским праздником. Мужчины в этот день могли поспать подольше, не вскакивая ни свет, ни заря по делам.

2 сентября утром отцу семейства старшая дочь подносила нарядную рубаху, желательно новую и вышитую своими руками. Хозяйка в это время накрывала добротный завтрак: ставила на стол свежую сметану, мед, выпекала блины или оладьи. Считалось, что чем лучше будет настроение главы семьи в этот день, тем лучше пойдут дела во всем доме.

2017 09 08 047 сентября – народный праздник «Тит Листопадник». Православной церковью в этот день чтится память апостола от 70-ти Тита, епископа Критского. Другие названия праздника: «Гриборост», «Замолотки», «Тит», «Тит Грибник», «Тит и Варфоломей».

Тит родился в знатной семье. В молодости увлекался философией и науками. Однажды ночью Тит услышал голос, который направил его на путь истины. Прочтя книгу пророка Исаии, он решил направиться в Иерусалим для встречи с Мессией. После Воскрешения Спасителя Тит стал учеником апостола Павла, который его крестил. Так он стал одним из семидесяти апостолов. Впоследствии Павел поставил Тита епископом Крита. Прожив долгую жизнь, апостол помог многим людям найти истинную веру.

Название «Листопадник» пошло от того, что с этого времени как раз начинался сильный листопад. А вот «Грибником» день был именован потому, что на полях работы становилось меньше, а грибы как раз созревали. На Руси в эти дни люди шли в лес по грибы. «Святой Тит последний гриб растит», – говорили наши предки. Сельские мастера старались сплести к Листопаднику побольше кузовков и корзинок.

2017 09 08 058 сентября – народный праздник «Наталья Овсяница». Православная церковь в этот день чтит память мучеников Адриана и Наталии. Другие названия праздника: «Овсяницы», «Адриан и Наталия», «Наталья Овсяница и Адриян Осенний», «Рябинники». Адриану и Наталии 8 сентября молились о любви и мире супругов, об упрочении и покровительстве семейного очага. Перед Владимирской иконой Пресвятой Богородицы (1395) им молились и при нападении врагов.

Адриан и Наталия были молодыми супругами. Адриан состоял на службе у императора Максимиана, который вошел в историю как яростный борец с христианами. Пример мужества и стойкости мучеников побудил мужчину и себя объявить христианином. Его тут же посадили в темницу, а затем казнили. Через несколько дней после смерти он явился во сне Наталии и сказал, что Господь, желая воздать за пережитые ею муки, призывает женщину к себе. Вскоре и она упокоилась с миром.

На Руси к этому дню старались завершить уборку овса. В народе говаривали: «К Наталье не выкосишь овес – намотаешься до слез». Считалось, что если с этим запоздать, то убирать урожай овса придется по дождю и осенней распутице, а вымолоченное зерно очень быстро сгниет.

Окончание уборки овса обычно праздновали «овсяным обедом». Хозяин и работники вместе садились за большой стол, а хозяйка угощала их овсяными блинами, овсяной кашей, заваренным на молоке овсяным толокном со сливочным маслом и медом, овсяным киселем с осенними ягодами и фруктами. Вообще, толокно старались пить повсюду и весь день, чтобы толокняный дух над деревней стоял. Считалось, что запах толокна предотвращает пожары в овине и прогоняет гниль.

2017 09 08 069 сентября – народный праздник «Два Пимена». Православная церковь в этот день чтит память Преподобных Пимена Великого и Пимена Палестинского. Другие названия праздника: «Рябинник», «Кукша-рябинник», «Анфиса», «Пимен».

Пимен Великий жил в V-VI веках н. э. С двумя братьями он принял решение удалиться в монастырь и принять монашеский постриг. Постоянно соблюдая пост и проводя время в молитвах, Пимену удалось достичь вершины добродетели и побороть в себе все мирские страсти. К Пимену и его братьям стали стекаться люди, нуждающиеся в добром совете. За святость, скромность и большую смиренную мудрость посмертно Пимен Великий был признан святым угодником Божиим.

Пимен Палестинский жил в VI столетии н.э. В бытность свою пастухом он позволил собакам, охранявшим отару, растерзать путника, который слишком близко проходил от овец. Через непродолжительное время ему было открыто, что и он сам примет похожую смерть от хищного зверя. Раскаявшись в содеянном, Пимен удалился в пустыню Рува. Поселившись в одной из пещер, он посвятил остаток жизни молитвам и думам о Всевышнем. Смерть пришла к нему, как и было предсказано, в облике льва.

В этот день повсюду на Руси «славили» рябину. Это красивое дерево наши предки считали символом плодородия, благополучия и процветания. Кроме того, рябина почиталась как мощнейший оберег против нечистой силы и злых чар, поэтому эти деревья часто высаживали у ворот дворовых участков и даже у крыльца самого дома. Сажали рябину и вокруг священных мест, где волхвы производили свои древние обряды связи с богами и гадали о будущем людей.

Рябину считали деревом-воином, способным дать отпор любому творящемуся вокруг злу. По некоторым поверьям, она произошла от первого священного дерева добра на Земле, которое засохло с приходом на нашу планету сил зла. Множество древних преданий гласят, что рябина — это плод истинной любви. Рябина хранит в своих ягодах горький огонь любви. Это дерево способно разжечь в сердцах людей пламя истинного чувства самоотверженности.

2017 09 08 0711 сентября – народный праздник «Иван Постный». По церковному календарю это день усекновения главы Иоанна Крестителя, в честь чего установлен строжайший однодневный пост. Другие названия праздника: «Полетовщик», «Головосек», «Иван-пролеток», «Репный праздник».

Евангелия от Матфея и Марка повествуют о мученической кончине Иоанна Предтечи. Креститель не раз укорял Ирода – правителя Галилеи – в грехах, чем вызвал гнев его любовницы, которая поклялась извести Иоанна. Однажды Иродиада уговорила свою дочь Саломею сплясать перед Иродом и попросить в качестве награды голову святого Иоанна Крестителя. Ироду пришлось выполнить это пожелание. Но даже отсеченная голова Предтечи продолжала обличать Ирода и Иродиаду.

День усекновения головы святого Иоанна православные люди по обыкновению отмечали постом. В это время не разрешалось есть ничего круглого: ни варить щи из круглого кочана, ни срезать головки мака, ни копать клубни картофеля, ни рвать яблоки. 11 сентября было запрещено есть мясо и брать в руки любой предмет, напоминающий по форме меч. Хлеб нарезался заранее, чтобы потом не ломать его руками. Считалось, что веселиться, танцевать и петь в этот праздник – большой грех. Также было принято совершать поминовение всех воинов, погибших в сражениях.

Иван Постный считался переломным рубежом в крестьянских заботах. Полевые работы заканчивались, зато начиналась заготовка разносолов на зиму. Открывались осенние торги и ярмарки. Получалось, что на Предтечу сходились в одном месте запреты и соблазны, и поэтому пост переносился особенно тяжело. «Иванов пост не велик, а перед ним и Филиппов пост кулик», – говорили в народе.

Наступал большой поворот и в природе: заканчивалось лето, вместе с первыми заморозками приходила осень. «Иван Постный пришел, лето красное увел», – подмечали люди. Существовали и другие поговорки на ту же тему: «С Ивана мужик осень встречает, баба бабье лето начинает»; «Иван Постный – осени отец крестный»; «Иван Предтеча гонит птиц далече».

2017 09 08 0812 сентября – народный праздник «Александр Сытник». В православном календаре это день перенесения святых мощей князя Александра Невского. Другие названия праздника: «Свытник», «Сытник», «Александров день».

В 1721 году Петр Первый заключил перемирие со шведами. В честь этого события император решил перевезти мощи святого князя Александра из Владимира, где они до этого хранились, в только что отстроенный Санкт-Петербург. По убеждению Петра, реликвия должна была защищать новую столицу от возможных нападений врагов. Мощи Александра Невского привезли из Владимира в 1723 году и они целый год хранились в Шлиссельбурге, пока не нашли свое пристанище в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

Сытником день Александра на Руси прозвали за то, что в его день было принято накрывать богатые столы, собирать гостей, устраивать пиры в честь уходящего лета и приходящей осени. На столы обязательно ставилась ячменная каша на молоке – свытная, как ее называли наши предки. В этот день такую кашу подслащивали сытой, медовой водой из меда свежего взятка. И, конечно, подавали на стол свежий хлеб из зерна нового урожая. Неслучайно в народе говорили: «Сытно с хлебом жить».

2017 09 08 0914 сентября – народный праздник «Семён Летопроводец». В православном календаре это день почитания святого Симеона Столпника. Другие названия праздника: «Новолетие», «Сёмин день», «Семёнов день», «Летопроводец», «Первые осенины». В этот день совершались обряды, знаменующие приближение осени.

Симеон был сирийским монахом. Он являлся основоположником «столпничества», что означает непрерывную молитву на открытой площадке, столбе, башне. Благодаря сильной вере и духу, Симеон все время проводил на столпе. Он обрел дар исцеления духовных и телесных недугов и предвидения будущего. Молва о нем распространилась далеко за пределы Сирии. Многим он помог обрести истинную веру. Даже цари и императоры обращались к нему за советом.

Сёмин день в старину называли началом бабьего лета. С бабьим летом начинались и бабьи работы. С раннего утра женщины и девушки мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен да стелили его по лугам, чтобы отлежался. Вечером же садились за прясла. Девушки во время прядения замечали, как ложатся нити: если прямо, то муж попадется хороший, если неровно, то будет супруг негодным.

Впрочем, не только работой занимались крестьянки. На бабье лето нередко устраивали гуляния с хороводами и песнями. Женихи выходили смотреть невест. В это время матушки пекли пироги, варили меды, накрывали столы, да звали в гости всех красных девушек с округи — а на них посмотреть парни сами сбегутся. С 14 сентября начинались свадебные недели.

В земледельческом календаре славян этот день называли «Первыми осенинами» или «Оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери-земле. В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год.

2017 09 08 1017 сентября – народный праздник «Неопалимая Купина». В этот день церковь чтит икону Божьей Матери, именуемую «Неопалимая Купина». Другие названия праздника: «Праздные вилы», «День Вавилы», «Луков день». 17 сентября молились о защите дома от огня. Считалось, что в этот день подобная молитва будет обязательно услышана.

В христианстве Неопалимая Купина стала прообразом Богоматери, символизирующим непорочное зачатие Девы Марии. Православные люди почитают чудотворную икону Божьей Матери с тем же названием. В центре иконы располагается изображение Марии с младенцем, заключенное в восьмиконечную звезду, которая, в свою очередь, образована двумя четырехугольниками – зеленым (естественный цвет Купины) и красным (цвет объявшего ее пламени).

Люди считали, что 17 сентября нужно обязательно помолиться Неопалимой Купине, которая, согласно верованиям, охраняет дом от молний и пожаров. Кроме того, существовал обычай в случае пожара обходить с этой иконой вокруг горящего дома. Также верили, что Неопалимая Купина сможет защитить скотину от болезней, а хлева – от возгорания. Но она могла и наслать гром, молнии, огонь и камни с неба, как Илья-пророк. Поэтому её ещё называли «громницей».

2017 09 08 1118 сентября – народный праздник «Захарий и Елизавета». В православном календаре это день памяти пророка Захарии и святой Елисаветы. Другие названия праздника: «День Захарии и Елизаветы», «Кумоха осенняя», «Изгнание Кумахи». 18 сентября гнали из деревни Кумоху. День считался счастливым для предсказаний.

Захария и Елисавета были родителями Иоанна Предтечи. Царь Ирод получил пророчество от волхвов о рождении Мессии и приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех детей, не достигших двухлетнего возраста. Захария был священником в местном храме и решил не покидать пост, поэтому Елисавете пришлось одной с малышом скрыться от преследователей. Во время одного из служений воины ворвались в храм и убили Захария. Елисавета прожила после мужа 40 дней и скончалась, оставив сына одного в пустыне до того дня, когда он явился народу израильскому.

Согласно житию, Елисавета первая предсказала своей двоюродной сестре Марии рождение Спасителя. Поэтому в народе день памяти родителей Иоанна Крестителя считался подходящим для предсказаний и ворожбы. Девушки обычно гадали на суженого, пытаясь узнать свою судьбу. Захарию и Елизавете также молились о зачатии и рождении здорового ребенка.

На Захария и Елизавету было принято выгонять березовыми вениками кумоху, или лихорадку. Чтобы прогнать болезнь и придать организму сил и здоровья на целый год в этот день топили баню и хорошенько парились. По традиции, 18 сентября было положено обмести весь дом березовым веником. Это защищало жилище от нечистой силы до самой весны.

Кумоха (Кумаха) в народе слыла близкой родственницей сестер Лихорадок. И, как все представители нечистой силы, красотой и добродетелью не отличалась. Те, кому якобы доводилось с ней встретиться, перекрестившись и оглядевшись по сторонам, шепотом рассказывали: «Большеглаза Кумоха и с лица худюща, а кожа у нее вся синью подернута. Ходит в отрепьях, водит за собой Горе-злосчастье, а Хвори за ней и сами бегут».

2017 09 08 1219 сентября – народный праздник «Михайлово чудо». В церковном кал ендаре это день почитания архангела Михаила — одного из наиболее известного библейского персонажа. Другие названия праздника: «Чуды», «Михайлов день», «Михайловские утренники», «Первая братчина». Считалось, что этот день является рубежом первых утренних заморозков. В деревнях устраивались братчины.

Архангел Михаил считается покровителем и соратником тех, кто ежечасно борется со злом, защитником душ умерших и охранником врат рая. Много чудесных деяний и избавлений после явления архангела Михаила сохранила история. Первое чудо, которое встречается в сказаниях – источник близ храма святого Архистратига Михаила, недалеко от города Колоссы, во Фригии. Многие исцелились, испив из него воды. Наиболее известным случаем также является спасение Новгорода в 1239 году.

На Руси в этот день устраивали мирские братчины – сходки, на которых решали разнообразные семейные и соседские дела. Сперва поселяне ставили общим миром в церкви большую свечу и служили молебен о ниспослании на них всяких благ. После угощали за свой счёт поселян из своего околотка. За столом обычно происходили примирения и братания. Остатки от стола раздавали нищим. Хлебные крохи бросали на воздух, чтобы нечистые духи не портили ни деревьев, ни полей.

А вот работать в Михайлов день было нельзя: говорили, что за это Бог накажет. Тех, кто всё же пытался работать, как правило, ждали неприятные сюрпризы – даже самая простая работа шла не так как надо, ломались инструменты и техника. Но если, как говорится, было очень нужно, то стоило закончить все дела до обеда. Еще старались в этот день не мыть голову, чтобы не «смыть ум».

2017 09 08 1321 сентябряОсенины. Православные в этот день справляют один из  самых великих христианских праздников в году – Рождество Пресвятой Богородицы. Другие названия праздника: «Осенние оспожинки», «Вторые Осенины», «Рождество Богородицы», «Малая Пречистая» (Большая Пречистая празднуется в день Успения Богородицы), «Вторая Пречистая», «Праздник урожая».

Дева Мария появилась на свет в израильском городе Назарете. Задолго до ее рождения были предсказания о приходе Мессии. Поэтому каждый надеялся стать предком избавителя рода человеческого. Родители Марии, Иоаким и Анна, долгие годы были бездетными, что считалось (да и считается) карой Божией. Когда Иоаким ушел для 40-дневного поста в пустыню, ему явился посланник с вестью, что жена через девять месяцев родит девочку, которой уготована великая судьба. Он повелел назвать дочь Марией, что переводится как «надежда».

Осенины — это встреча осени и праздник урожая, который иногда справляли целую неделю – с играми, песнями, плясками, пирами. Одна из традиций данного дня – разжигание нового огня в печи старым способом: высеканием искры из кремня или трением двух палочек. Осенины встречали у воды. Рано утром женщины выходили на берега рек и озер с хлебом и киселем. Старшая женщина стояла с караваем, а молодые пели песни во славу Богородицы. После этого хлеб разламывали на куски по числу собравшихся: каждая женщина относила свой кусок домой и кормила им скотину.

Осенины традиционно считались женским праздником. Представительниц слабого пола почитали как продолжательниц рода. В этот день обращали свои молитвы к Богородице бездетные женщины, чтобы святая заступница послала им ребёнка. Женщины, у которых не было детей, накрывали стол и приглашали всех нищих в селе «чтобы помолились за её детей». Сперва они заказывали службу в церкви, а после богослужения приглашали всех к себе на обед.

На Пречистую к новобрачным приходили родственники: смотрели, как те живут, учили уму-разуму. Молодая хозяйка должна была накормить гостей вкусным обедом и подарить родителям круглые пироги, а ее супруг – показать хозяйство: жито в амбаре, упряжь и инструменты в сарае. А в саду угостить пивом из бочонка, приговаривая: «Аспосов день – поднесеньев день. Лей, лей, кубышка! Поливай, кубышка! Пейте, гости, пейте – хозяйского добришка не жалейте!» Гостям же положено было не только хвалить молодых, но и давать полезные советы.

2017 09 08 1422 сентября – народный праздник «Аким и Анна». В этот день православная церковь вспоминает родителей Девы Марии (Богородицы) – святых Иоакима и Анну. Другие названия праздника: «Поднесеньев день», «День рожениц». 22 сентября молодые семьи зазывали соседей в гости: «К нашей хлеб-соли, милости просим!», говорили они и угощали гостей круглыми пирогами.

День Акима (Иоакима) и Анны, который является попразднеством Рождества Богородицы, на Руси называли еще Днем рожениц. Оба святых считаются покровителями рожениц и бездетных женщин. В этот день поздравляли молодых матерей, а также чествовали повивальных бабок. Для этого пекли пироги, варили кашу и звали женщин на пир. Согласно поверью, если бездетная женщина в этот день помолится Богоотцам о ребенке, то ее мольбы будут услышаны и обязательно исполнятся.

Отличался этот праздник обрядовой кашей, которая получила название мирской, поскольку варилась «всем миром». Каша всегда была особым кушаньем, ведь она сопровождала человека от рождения (рожениц кормили и на крестинах подавали особую кашу) до смерти (ею же поминали усопших). Отлично подходит она и для бытовой магии – ведь она идеальна для наговоров, поскольку несет положительную энергию лета, солнца и дождя, а заговоры на нее имеют особую силу, часто превосходящую многие другие способы изменения действительности.

Если на Пречистую (21 сентября) к молодоженам в гости приходили родственники, то на Акима и Анну было принято звать в гости соседей. Соседи играли важную роль в жизни крестьянской семьи, ведь именно к ним обращались за помощью или чтобы поделиться радостью. Соседи и «формировали общественное мнение», говоря современным языком, о новой молодой семье, поэтому угощение соседей в этот день было одним из важных шагов в этом направлении. Молодожены в первый год совместной жизни старались продемонстрировать хорошие отношения между собой и умение вести хозяйство.

2017 09 08 1526 сентября – народный праздник «Корнилье». В этот день православная церковь чтит память священномученика Корнилия Сотника. Другие названия праздника: «Корнилий», «Корнилов день». По повериям русского народа, 26 сентября – последний тёплый день осени.

Корнилий жил в I веке в Кесарии (Палестина). После крещения всегда следовал за святым Петром, проповедовал о Христе и был поставлен епископом. Однажды проповедники узнали об идолопоклонстве в городе Скепсии и направили Корнилия туда для проповеди. Зайдя в языческий храм, он стал молиться Богу. И тут началось землетрясение, в результате которого храм был разрушен. После данного события князь и все жители города приняли христианство. Этим Корнилий и стал известен во всем мире.

На Руси день святого Корнилия стали называть Корнильем, поскольку в этот день убирали с гряд корнеплоды: свёклу, редьку, морковь. Перед уборкой огорода обязательно молились святому Корнилию. Единственный корнеплод, с уборкой которого возникали разногласия – это репа, один из самых любимых овощей у наших предков. Кто-то считал: «Последнюю репу на Корнилье с огорода вон», а кто-то говорил: «Репа до Никиты Репореза (28 сентября) в земле сохраняется, силой наливается». Считалось, что с этого времени «корень в земле не растет, а зябнет». Заморозки, которые уже нередко случались, могли погубить урожай.

2017 09 08 1627 сентября – народный праздник «Воздвиженье». В этот день православная церковь отмечает Воздвижение Креста Господня. Другие названия праздника: «Вырий», «Ставров день», «Третьи осенины», «Битва правды и кривды», «Вздвиженьев день».

Церковный праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня был установлен в память обретения Креста, которое произошло в 4 веке в Иерусалиме. По преданию, его нашла мать императора Константина Великого царица Елена. Она организовала раскопки, в ходе которых была обнаружена пещера Гроба Господня, а неподалеку – три креста. Узнать тот, на котором распяли Христа, помогло чудо: больная женщина, прикоснувшись к нему, получила исцеление.

Главные праздничные мероприятия в этот день совершались в церквях. Вернувшись из храма, крестьяне приступали к своим повседневным делам и заботам. Название праздника нашло отражение и в народных поговорках. Воздвижение на Руси называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем – словами, обозначавшими какое-то движение, изменение состояния. «Пришло Сдвижение – кафтан с шубой сдвинулся», – говорили в народе, подмечая, что зима «придвигается», а лето и осень «отодвигаются».

В народе говорили, что на Воздвижение последнюю копну убирают. Это означало, что в этот день крестьяне старались как можно скорее собрать весь урожай и закончить полевые работы. Объяснялось это тем, что по утрам уже наблюдались заморозки, которые могли погубить все то, что росло в полях и огородах. Также 27 сентября начинали садить яблони и смородину.

Воздвиженье был постным праздником. Считалось, что «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца»; «Смекай, баба, про капусту – Воздвиженье пришло», – говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму.

2017 09 08 1728 сентября – народный праздник «Никита Гусятник». В этот день православная церковь чтит память святого великомученика Никиты Готского. Другие названия праздника: «Гусепролёт», «Репорез», «Никита», «Никита осенний».

Никита жил в 4 веке на берегах Дуная. Приняв крещение, он начал проповедовать христианство среди своих соплеменников-готов. Никита рьяно обличал в грехах правителя-язычника Атанариха, за что его арестовали и подвергли пыткам. Язычники хотели вынудить христианина отречься от веры, но Никита был тверд. В конце концов мученика приговорили к смерти через сожжение, однако огонь не опалил тело святого. Позже мощи Никиты Готского были перенесены в Константинополь.

На Никиту в деревнях начинался забой гусей, откормленных за лето. Дикие гуси в это же время улетали в теплые края. Ко времени своего отлета они становились особенно жирными, а их мясо – особенно вкусным, поэтому вторая половина сентября была лучшим временем для охоты. Птица шла и на продажу, и на крестьянский стол. Главным блюдом в этот день был, конечно, печеный гусь.

Угощали гусем и водяного, так как верили, что именно этот дух охраняет водоплавающих птиц. В противном случае он мог замучить или извести гусей. Водяному отдавали лучшего гуся, предварительно отрубив птице голову. Так нужно было сделать для того, чтобы пропажу не обнаружил домовой, который охраняет домашнюю птицу и пересчитывает ее по головам. Домовой мог сильно наказать хозяина, если недосчитается хотя бы одной головы.

В этот день говорили: «Гуси летят – зимушку на хвосте тащат, снег несут», – и делали различные предсказания, наблюдая за полетом птиц. Если гуси летели высоко – это предвещало высокое половодье весной. По поведению гусей судили и о погоде на ближайшее время: если птица стоит над лужей, поджимая одну ногу, значит, будет мороз, если полощется в воде – будет тепло. Шутники говорили так: «Если гусь нос под крыло прячет – быть ранней зиме, а если гусь заговорил с тобой – знать, хорошо ты Никиту Гусятника отметил».

2017 09 08 1830 сентября – народный праздник «День Веры, Надежды и Любови». В этот день православная церковь почитает святых мучениц Веру, Надежду и Любовь, а также матерь их Софию. Этот день посвящен укреплению силы духа и мужества, которое не сможет сломить даже недостаток телесных сил. Другие названия праздника: «Всесветский бабий праздник», «Вселенские бабьи именины», «Софья-Вера-Надежда-Любовь», «Девичий праздник», «Бабья выть».

Согласно преданию, София была вдовой и воспитывала своих дочерей в христианском благочестии. Узнав об этом, император Адриан попытался обратить их в язычество – сначала уговорами и подарками, а затем угрозами. Девушки оказались стойкими, и правитель приказал подвергнуть их пыткам. Юные христианки чудесным образом перенесли их невредимыми, а погибли, только будучи обезглавленными. София похоронила своих дочерей и спустя три дня скончалась от горя.

На Руси в этот день праздновали свои именины многие девушки и женщины, ведь эти четыре имени были очень популярны в народе. Поэтому со временем начали отмечать большой праздник – Вселенские бабьи именины. С ним поздравляли всех женщин. Именины обычно праздновали три дня, прославляя материнскую мудрость и женские добродетели – веру, надежду и любовь.

Традиционно в этот день все без исключения женщины громко плакали, тем самым избавляя себя и свои семьи от горестей, печали и бед. То есть, с одной стороны, плач напоминал о страданиях Софии, потерявшей троих дочерей, но с другой – в этом обряде был и свой тонкий расчет. В России христианские обычаи часто переплетались с языческими, поэтому даже из акта поминовения святых мучениц родился самобытный ритуал.

По сохранившимся с дохристианских времен традициям, 30 сентября в селах устраивались «деревенские святцы». Молодежь собиралась на «вечерины», лелея надежду «себя показать да высмотреть, кто падет на ум, на душу». А те девушки, в сердцах которых уже горел огонь любви, причитали, чтобы ответному чувству суженого «не было конца веку», чтобы любовь «в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила». И берегли в себе веру, что всё так и сбудется.

Часы работы библиотеки

Понедельник - пятница:
с 9.00 до 17.00

Воскресенье:
с 9.00 до 16.00

Выходной: суббота и
праздничные нерабочие дни
Последний день месяца –
санитарный

Счётчики

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования