Август – «разносол, всего вдоволь»

2017 08 17 01Настоящее своё название август получил в честь римского императора Октавиана Августа, именем которого, в 8 г. до н.э. римский сенат назвал месяц, особенно счастливый в жизни императора. По Senatus consultum, который цитирует Макробий, Октавиан выбрал для себя этот месяц, потому что на него приходились несколько его великих побед, в том числе завоевание Египта Подобного рода честь была ещё раньше оказана сенатом Юлию Цезарю, по имени которого месяц «квинтилий» (от лат. Quintilis — пятый) переименован в «июль» (лат. Julius).

Исторические европейские названия августа включают его древнегерманское обозначение Erntemonat («месяц урожая»). В древнерусском календаре (до утверждения христианства) месяц назывался зарев (от холодных зорь по утрам), также серпень (оканчивалась жатва) в народных месяцесловах также — густоед, разносол, хлебосол, жнивень, припасиха-собериха, венец лета, ленорост, межняк. Название месяца «август» перешло на Русь из Византии.

 

2017 08 17 022 августа - Ильин день

Один из самых почитаемых праздников – Ильин день, в честь пророка Ильи. В этот день святому возносили молитвы о том, чтобы погода была, какой надобно по крестьянским нуждам – ясной или дождливой, подкрепляя просьбы крестными ходами. Когда же на Илью шел дождь, воду собирали, чтобы врачевать ею болезни глаз и сглаз.

Хотя только начинался август, с Ильи встречали осень, предвещаемую ночным холодком по ночам, заморозками по утрам да тем еще, что августовские дни еще были летними, но уже не жаркими.

Заканчивались купания: «На Илью до обеда лето, а после обеда осень», «Илья Пророк бросил в воду ледяшок», «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается», «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна».

 

2017 08 17 044 августа - Мария Ягодница

День посвящен одной Марии Магдалине. Она – особенная последовательница Иисуса Христа, оставившая свой след в религиозной истории. На русской земле Мария Магдалена почитается как равноапостольная святая.

Уже наливались спелостью смородина да черника, вот и называли Марию – Ягодница да Сладостница, набирали в корзины дары леса, хлопотали у плиты, и по улицам разносился сладкий запах компотов и варений.

 

2017 08 17 055 августа - Трофим Бессонник

Тринадцать мучеников, погибших за преданность христианской вере на рубеже 3-4 веков, чествуют в этот день, но назван праздник лишь в честь двух из них – святых Трофима и Феофила.

Те гонения случились, когда правил Диоклетиан. Тринадцать христиан не стали отрекаться, по требованию языческого суда, от своей веры и отказались приносить жертвы идолам, за что их подвергли множеству мук, в завершение всего перебили им ноги и решили сжечь в огне, из которого они, к ужасу и удивлению своих мучителей не только вышли на здоровых ногах, но и нисколько не тронутые пламенем. Тогда их казнили проще – отсечением головы.

Народное название дня – Бессонник – возникло по той причине, что земледельцы в эти предосенние дни, почти не отдыхая, работали, почему и сложили такие поговорки-пословицы: «Идет работа – спать неохота», «В страду одна забота – не стояла бы работа», «Хорошему хозяину и день мал», «Жать – не дремать».

 

2017 08 17 066 августа - Борис и Глеб

День самых первых русских святых – Глеба и Бориса. Сыновья князя Владимира Святославовича при крещении были наречены Давидом и Романом. В спорах и борьбе за трон, начавшихся после ухода из жизни отца, родной брат княжичей – Святополк Окаянный – умертвил обоих.

Согласно легенде, на этот страшный грех его подтолкнул сам сатана: «Когда увидел исконный враг всего доброго в людях, что святой Борис всю надежду свою возложил на Бога, то стал строить козни и уловил Святополка. Угадал он помыслы Святополка, поистине второго Каина: ведь хотел он перебить всех наследников отца своего, чтобы одному захватить всю власть».

Борис и Глеб были канонизированы в лике мучеников-страстотерпцев, почитаются как помощники от небес для всех правителей, княживших на земле русской, и заступники ее просторов.

Этим днем земледельцы не выходили на поля да луга, боясь пожаров. И это было, видимо, оправданно: августовские частые грозы грохотали знатно, а молнии не раз поджигали стога, недаром день еще именовали и Паликопной.

 

2017 08 17 079 августа - Пантелеимон Целитель, Пантелеймон Кочанный

Этот день посвятили великомученику Пантелеимону. На Руси Пантелеймон считается покровителем воинов – возможно оттого, что его имя до крещения означает «лев во всем» – и целителем. В народе его также прозвали Палием и приносили молитвы об исцелении от всяких недугов.

Травники собирались в поля да леса, чтобы собрать целебные дары природы. Но для полевых работ день не подходил: «Палий – пали копны», «Кто на Палия работает, у того гроза спалит хлеб».

Другими прозвищами святого были Кочанник, Кочанный – то была пора, когда на огородах капуста в кочаны завивалась. А прошлогоднюю капусту этим днем доставали да стряпали с ней слоеные пирожки, которыми угощались в особенности дети, доставалось угощение и странникам да нищим людям.

 

2017 08 17 0811 августа – Калинник

Название праздника связано с именем святого мученика Каллиника Киликийского, жившего на рубеже 3-4 веков. Однажды он в Анкире своей проповедью о едином Боге прогневал язычников, и те немедля отвели его на суд, где вершил расправу игемон Сакердон.

Там после недолго разбирательства для проповедника была выбрана жестокая казнь – на Каллиника надели сапоги из железа, покрытые изнутри гвоздями, и в них заставили идти до места казни, где бросили живого в огонь. Но все эти пытки не тронули тела мученика. Позже он был похоронен христианами.

Имя святого так явно перекликается с названием ягоды калины, как раз наливающейся спелостью к этому времени, что праздник посвятили и ей, тем более что она, столь любимая на Руси, это вполне заслужила. Калина символизировала непорочную красоту и чистоту, а ее горький вкус был символом девичьей судьбы, когда по воле родителей приходилось выходить за немилого.

 

2017 08 17 0914 августа - Первый Спас, Медовый Спас

День Первого Спаса – начала Успенского поста, которым отмечали, начиная с 9 века, изнесение Древа Креста Господня. Пришел же этот обряд из Константинополя, где Честное Древо Креста носили по городским улицам – это должно было служить не только чисто церковным обрядом, но способствовать защите горожан от болезней.

Итак, с 14 августа и до самого Успения Пресвятой Богородицы, каждый христианин мог прийти поклониться Древу Креста. Повсеместное же распространение праздника на русской земле относится к окончанию 15 века.

Но чаще его именовали Медовым Спасом, по установившейся традиции заламывать, или подрезать соты, дабы и самим медку отведать, и уберечься от соседских пчел, которые, по поверью, могли мед украсть. Мед относили освятить в церкви, впрочем, то же делали с остальными плодами летних трудов.

 

2017 08 17 1019 августа - Яблочный спас

Второй (Яблочный) Спас, следующий за Медовым, или Первым Спасом (14 августа), известен также под полным церковным названием – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Преображение Господне – один из самых ранних христианских праздников, отмечаемый еще до начала 5 века. На Руси же праздник был известен как один из самых почитаемых, празднование его сопровождалось большим размахом, тем более что выпадало оно на время осеннее, особо щедрое и благополучное для простого народа.

На селах заводили песни, едва солнце опускалось к горизонту. Сады были полны угасающего летнего тепла и множества яблок. Угощались спелыми плодами, начиняли пироги, пекли плоды с медом. А, поскольку до наступления Второго Спаса яблоки были под запретом, в праздник становились лучшим лакомством.

Да и когда начинали их сбор, первые несколько плодов нужно было освятить в церкви. Когда же с удовольствием доедали на Спас первое яблоко, можно было загадать желание. На юге страны к яблокам прибавляли для освящения и, соответственно, угощения, первый виноград. Открывали и яблочные торги, на которые все цвета и сорта даров из садов везли целыми телегами. Непременно нужно было также раздать немного яблок нищим и больным, странникам, а, если кто жадничал – его быстро всем миром объявляли человеком непорядочным.

 

2017 08 17 1121 августа - Мирон Ветрогон

По народному календарю этому дню покровительствует епископ Мирон Критский. О нем сложено немало легенд, он, согласно преданиям, отличался добрым нравом, порой совершенно удивительным для окружающих.

Народное прозвание – Ветрогон – святой получил оттого, что для этого дня был обычен сильный ветер, о чем говорили так: «Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету». Погода же всего Миронова дня подсказывала, каковым выдастся следующий январь.

Выпавший утром иней мог говорить о том, что в грядущем году ждет богатый урожай всего, что ни посадят. Иней, впрочем, был по случаю наступавших осенних холодов вовсе не редким, о чем сложена такая поговорка: «На Мирона всему час: держи рукавички про запас».

 

2017 08 17 1226 августа - Тихон Страстный

День церковью посвящен богослову Тихону Задонскому, при жизни известному в миру как Тимофей Савельевич Соколов, прославившемуся многими деяниями на благо церкви. Тихон был известен не только как мудрый руководитель, но и как просветитель. Множество времени и сил он отдавал тому, чтобы в народ выходили достойно подготовленные пастыри - Тихон самолично занимался преобразованием системы духовного образования.

Двойное название праздника произошло оттого, что на Тихона крестьяне обходили избу с иконой Божией Матери «Страстная».

На Тихона из хозяйственных дел первым делом наводили порядок в хозяйственных постройках, читали заговоры от всего дурного – от сглаза до визитов нечисти.

 

2017 08 17 1327 августа - Михей Тиховей

День посвятили Михею, принадлежащему к «малым» библейским пророкам. Жил Михей в 8 до н.э. в Иудее. Его авторству приписывают одну из пророческих книг Михей также первым из многих предсказателей предрек падение Иудеи от греховности ее правителей, и ему же приписывают другое пророчество, о том, что на землю придет Спаситель.

Народное прозвание Тиховей он заслужил от того, что в этот день ветру было особое внимание, как предсказателю осенней погоды. Спокойный, тихий ветер предвещал месяцы с солнцем на ясном небе, а скорый и порывистый – ненастные. О Тиховее говаривали: «Михеев день с Бабьим летом бурей-ветром перекликаются», «Тихий ветер в сад – сухая осень в лес».

Быстрый отлет журавлиных клинов предвещал, что морозы придут еще до середины декабря, коли же птицы не спешили на зимовку, значит, и зима в этом году задержится.

 

2017 08 17 1428 августа - Успение

Успение – один из самых ранних христианских праздников. В 6 веке его праздновали везде, где только было христианство, а датой его официального установления принято считать 582 год. Православная церковь считает Успение одним из дюжины важнейших праздников после пасхи. Успением завершается Успенский пост, строже которого только пост Великий.

В народном сознании образ Богородицы причудливо соединился с Матерью Сырой Землей – одним из древнейших славянских божеств, и потому на Успение также справляли именины Земли. Для ее почитания в этот день по ней не следовало ходить без обуви и, тем более, тыкать ее чем-то острым, вроде лопат или даже палок. Праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, называемый народом просто – Успение. А посвящен этот день дате смерти Божией Матери.

 

2017 08 17 1529 августа - Спас Нерукотворный

Праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который известен и как Третий Спас, или Спас Нерукотворный.

В этот день люди на Руси возносили Господу самые горячие молитвы, затем мужчины шли в поля с хлебом-солью, которые вручали им жены. Собирали в поле и необычную телегу: сперва загружали три снопа, на них - мешки с зерном для посева озимых. Тех, кому выпала честь засевать поле, на нем торжественно встречала детвора, поднося гречневую кашу и пирог.

Иное название Спаса – Ореховый – объяснимо: начинался сбор созревших орехов. А малым детям загадывали такие загадки: «Маленький мужичок – костяная шубка»¸ «Ни окон, ни дверей, посередине – архирей», «Нагни меня, ломи меня. Сломишь – гладко, расколешь – сладко».

 

2017 08 17 1631 августа – Флор и Лавр Лошадиный праздник

День почитания святых Лавра и Флора, двух братьев, мучеников ранних времен христианской веры, кровных братьев. Братья зарабатывали ремеслом каменщиков, были хорошими мастерами, так что сам правитель повелел им возвести языческий храм.

Новообращенные христиане и сами братья, вошли в построенный храм, помолились и разбили идолов, тем самым осквернив святилище. Кого схватили – сожгли, а братьев по велению правителя бросили в глубокий колодец и засыпали землей. Согласно преданию, незадолго до обретения мощей святых братьев в тех местах был мор скота, но, едва мощи были обретены – он остановился.

Поэтому Лавр и Флор считаются покровителями лошадей, которых можно увидеть и на иконах со святыми мучениками. Лошадям на праздник полагался отдых от любой работы, и вместо нее – заботливый уход. Пора было их хорошенько вымыть и почистить, заплести красиво гривы и отвести к церкви, чтобы окропили животных святой водой, так даруя им защиту от болезни и усталости. Лошадей полагалось и угостить – молодым пивом и особыми пирогами, пеклось даже печенье с изображением отпечатка конского копыта.

Часы работы библиотеки

Понедельник - пятница:
с 9.00 до 17.00

Воскресенье:
с 9.00 до 16.00

Выходной: суббота и
праздничные нерабочие дни
Последний день месяца –
санитарный

Счётчики

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования