Приглашаем Вас пройти опрос и заполнить анкету «Библиотека – читателю. Библиотека – пользователю»:23 6 Подробнее

Уважаемые пользователи!
Приглашаем совершить увлекательное путешествие по
Литературной карте Луганской Народной Республики

Республика имеет богатое историко-литературное прошлое и настоящее. С нашей землёй связаны судьбы многих известных поэтов и писателей, оказавших большое влияние на развитие русской и украинской литературы.

Литературная карта – это долгосрочный проект, который предлагает вашему вниманию постоянно пополняемый электронный путеводитель – ресурс, позволяющий познакомиться с литературным пространством ЛНР всем желающим.

Ресурс включает имена, как известных литературных деятелей, так и самодеятельных авторов, судьба которых, так или иначе связана с нашим регионом. Кто-то из них родился на луганской земле, кто-то вырос и творит здесь, а кто-то волею судьбы оказался в наших краях.

 

Матусовский Михаил Львович

MatusovskijМатусовский Михаил Львович (23.6.1915, Луганск – 16.7.1990, Москва) – поэт. Родился в семье фотографа, после окончания семилетки учился в Луганском строительном техникуме, работал на паровозостроительном заводе, печатался (с 1934) в местной периодике. Окончил Литературный институт им. А.М.Горького (1935-39) и аспирантуру МИФЛИ (1939-41).

В 1939 опубликовал, в соавторстве с К.Симоновым, книгу стихов и прозы «Луганчане» о шахтерах – участниках Гражданской войны в Луганске.

В 1940 вышла первая книга стихов Матусовского «Моя родословная».

В конце июня 1941 Матусовский должен был защищать диссертацию по древнерусской литературе, но на 2-й день войны был мобилизован и направлен на фронт. По ходатайству научного руководителя Матусовского, академика Н.К.Гудзия, диссертация в виде исключения, была утверждена в его отсутствие.

Матусовский находился в качестве военного корреспондента на Западном, Северо-Западном, и Втором Белорусском фронтах, был ранен, награжден орденами и медалями. Во время Великой Отечественной войны были опубликованы сборник стихотворений Матусовский «Фронт» (1942)), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944), поэмы «Володя» (1942), «Песня об Айдогды Тахирове и его друге Андрее Савушкине» (1943), «Дед», «Янис» (1944) и др.

Поэзия Матусовского военных лет развивалась в русле документальности, когда в стих, назывались профессии («Снайперская баллада», 1942) и имена героев, осуществляя функцию «лирического репортажа». Традиции поэтической публицистики какое-то время продолжаются и в послевоенные годы, в особенности в произведениях, посвященных актуальной тематике борьбы за мир: «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Все, что мне дорого» (1957).

Широкая известность Матусовского приходит к нему вместе с обращением к жанру песни (первое произведение в этом жанре – «Сиреневый туман» — было написано им еще в студенческие годы в соавторстве с однокурсником Я.Сашиным). Большинство известных песен Матусовского пришли с экрана – он написал их тексты к нескольким десяткам кино- и телефильмов («Верные друзья», «За витриной универмага», «Сын», «Матрос с "Кометы"», «Огненные версты», «Испытание верности», «Мы за мир», «Запасной игрок», «Трудное счастье», «Битва в пути», «Прощайте, голуби!», «Тишина», «Дни Турбиных» и др.). Матусовский сотрудничал с разными композиторами (с М.Дунаевским – «Не забывай!», «Летите, голуби!», «Пишите нам, подруги», «Поручение», «Школьный вальс» и др.; с В.Соловьёвым-Седым – «Подмосковные вечера», «Солдат – всегда солдат»: с М.Фрадкиным – «Прощайте, голуби!», «Вернулся я на Родину»; с Т.Хренниковым «Московские окна»; с О.Фельцманом – «Черное море мое», с А.Пахмутовой – «Отчего?..»; с Б.Мокроусовым – «Вологда» и др.). Но большинство песен Матусовского создано в содружестве с В.Баснером. Их общая работа началась с музыки к кинофильму «Солнце светит всем» и продолжалась до последних дней жизни Матусовского.

В вышедшем в 2001 в Санкт-Петербурге альбоме композитора («Белой акации гроздья душистые»: из 31 номинации, вошедшей в сборнике, 26 текстов принадлежит Матусовскому. Большинство из них – песни к фильмам: «Они были актерами» («Ах, какие сегодня зарницы!»), «Оборона Севастополя» («Крестики-нолики»), «Контрольная по специальности» («Размышление»), «Цыган» («Кибитка»), «Воскресный папа» («Я помню все это»), «Последний шанс» («Не ищите ландышей») и др. Есть и 2 исключения – «Старый пляж» и «Парижский шарманщик».

Тематический диапазон поэзии Матусовского очень широк – он включает в себя патриотическую лирику, посвященную родной земле, любимому городу – Москве «Московские окна», «Московские огни», «Московская полька», «По московскому времени», «Улицы Москвы» и др. Но есть и другие – в них определение «места действия» и, соответственно, принадлежности к циклу узнается только из содержания – «Лодочка», «Зеленый огонек» и др. Большое место занимает в художественном наследии Матусовского опалившая юность война — это и героические балладные песни, и исполненные глубокой внутренней боли песни-реквиемы: «На безымянной высоте», «Баллада о солдате», «Солдатская вдова» и др. Поэт всегда с пониманием и внутренним тактом относился к своим юным современникам – отсюда молодежная тематика, песни о любви и дружбе, а также элегические песни-воспоминания о собственной молодости, о том, как «это было недавно, это было давно»... Есть у Матусовского и шуточные песни, в которых неподдельный лиризм сочетается с мягким юмором («Поручение» и др.)

Отношение критики к Матусовскому неоднозначно – в ряде его текстов усматривается однообразие худож. решений, изобилие «перечислений признаков», злоупотребление анафорами и рефренами (за это критиковали даже одну из лучших песен Матусовского «С чего начинается Родина», «Балладу о солдате», «Ленинградский метроном», «Летите, голуби!» и др.). Но в целом поэзии М. присущи мужественная простота и задушевность. Особую популярность и долговечность получили детские и школьные песни («Скворцы прилетели», «Вместе весело шагать по просторам», «Школьный вальс» и др.).

Интересна творческая история наиболее популярных песен. М.С.Хентова, например, вспоминает о том, что Матусовский «не любил придумывать сюжеты, а искал их в реальных событиях, считая, что жизнь неизмеримо богаче любой фантазии» (Рассказы о песнях. М., 1985. С.61). В песне «На безымянной высоте» имеется в виду реальный бой за высоту у пос. Рубежки Калужской обл. Неточность только одна: «из восемнадцати ребят», сражавшихся против 200 фашистов, уцелело не трое, а двое.

«Подмосковные вечера», подобно «Катюше» М. Исаковского, покорили планету, стали своеобразной музыкальной эмблемой сторонников мира в Европе, Америке, Африке – в ряде стран ее стали называть «Спокойной ночи, Земля». До сих пор каждые 15 минут звучит над страной ее мелодия – музыкальные позывные радиостанции «Маяк». На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов «Подмосковные вечера» были удостоены первой премии и Большой золотой медали. До этого на Всемирном конкурсе песни в Берлине третью премию получила «Песня молодежи» Матусовского (муз. И.Дунаевского). На третьем Всероссийском конкурсе молодых исполнителей советских песен в 1980 прозвучало 600 произведений. Первой премией была отмечена патриотическая песня, связанная с историческим прошлым России, – «На поле Куликовом» (муз. Т.Хренникова).

Успех песен Матусовскогоязан именно с тем, что ему была присуща редкая способность «соответствовать» музыке. Часто сам текст стих, содержит выраженную мелодию, такова, например, вальсообразная ритмика песни «Это было недавно...» (кинофильм «Друзья и годы»), перекликающаяся со «Сказками Венского леса». Такова же не повторяющая, но искусно интонированная под старинный романс «Белая акация» песня «Белой акации гроздья душистые...», заслуженно разделившая успех кинофильма «Дни Турбиных» и далеко вышедшая за его пределы.

Текст песен Матусовского менялся. Матусовский не оставался равнодушным к новым художественным исканиям времени, к рождению новых форм самовыражения. Не отступая от законов жанра, поэт привносил в свои песни то, что казалось критикам «недоработкой». Повторяемость, нарушения ритма и рифмы оказывались на деле поиском нестандартной худож. выразительности, связанной с отражением специфики времени.

В художественном творчестве Матусовский последнего периода заняла достойное место своеобразная мемуарная проза — «Семейный альбом». Автор, «сын фотографа, имеющего собственное ателье на улице южного города» повествовал о прошлом, о времени и современниках, как бы используя разные виды фотопамяти – карточки профессиональные и любительские, хорошо сохранившиеся и выцветшие. Перу Матусовского принадлежат также сценарии документальных фильмов «Рабиндранат Тагор» (1961) и «Мелодии Дунаевского» (1964). У Матусовского есть воспоминания о П. Антокольском, М. Светлове, А. Фатьянове, о друзьях-фронтовиках Ю. Севруке, Б. Горбатове и др. Он является автором большого числа переводов – антологии украинской, казахской, туркменской, марийской поэзии, особенно интересны переводы Т. Шевченко, М. Бажана, С. Капутикян и С. Рустама.

По материалам сайта ХРОНОС

Библиография:

  • 60 лет советской поэзии: собр. соч. в 4 т. Т.2. 1917-1977 : собрание стихов. – М. : Худ. лит., 1977. – 838 с.
  • Знамена Победы: в 2 т. Т.1. – М. : Правда, 1975. – 496 с.
  • Лирика военных лет : стихи советских поэтов (1941-1945). – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 320 с.
  • Матусовский, М. Проза / М. Матусовский. – Луганск : Виртуальная реальность, 2011. – 600 с.
  • Матусовский, М.Л. Горечь : Книга стихотворений / М.Л. Матусовский. – М. : Советский писатель, 1992. – 192 с.
  • Матусовский, М.Л. Избранное. В 2-х т. Т.1. Стихотворения / М. Л. Матусовский. – М. : Худ.лит., 1992. – 639 с.
  • Матусовский, Михаил Земля моих отцов – Донбасс : Стихи и песни о Луганщине и Донбассе / Михаил Матусовский. – М., 2011. – 304 c.
  • Матусовский, Михаил На безымянной высоте : песни о войне / Михаил Матусовский. – М. : Мелодия, 2015. – 38.26 мин.
  • Солдаты моей Родины : литературно-художественный сборник. – Л. : Дет. лит., 1988. – 221 с.

***

  • Від серця до серця : Літературне буття Луганщини. – Луганськ : Світлиця, 2007. – 492 с.
  • Вони прославили наш край : Довідник. – Луганськ : Світлиця, 1998. – 80 с.
  • Воспоминания о Литинституте. 1933-1983. – М. : Сов. писатель, 1983. – 478 с.
  • Довнар, Г.С. Это – наша история : Почетные граждане Луганска : [Док.-худ. изд.] / Г.С. Довнар. – Луганск : Світлиця, 2003. – 348 с.
  • Журавлева, Т.Л. «Вернулся я на родину» : Михаил Матусовский и Луганск / Т.Л. Журавлева. – Луганск : Шико, 2010. – 152 с.
  • Історія Луганського краю. – Луганськ : Вид-во ДЗ «ЛНУ ім. Тараса Шевченка», 2008. – 400 c.
  • Литературная Луганщина – детям. Классики и современники. Ч.1. Классики : библиографический словарь для учащихся 5-11 кл. – Луганск : Луганская обл. б-ка для детей, 2009. – 66 с.
  • Луганщина в лицах и событиях : 75-летию Луганской области посвящается. – Луганск : Шико; Виртуальная реальность, 2013. – 370 с.
  • Луганщина в лицах. Диск №4. Алексей Стаханов. Михаил Матусовский. – Луганск : Луганский обл. совет, 2010.
  • Лугань. Вип.2 : Літературно-мистецький альманах. – Луганськ : Світлиця, 2007. – 196 с.
  • Лугань. Вип.3 : Літературно-мистецький альманах. – Луганськ : Світлиця, 2007. – 196 с.
  • Матеріали IV Міжнародних читань пам'яті Михайла Матусовського : (Луганськ, 29 квітня 2011 р.). – Луганськ : ЛГИКИ, 2011. – 108 с.
  • Михаил Матусовский о жизни. И жизнь о нем : Сборник. – Луганск : Максим, 2010. – 400 c.
  • Солдаты слова : сб. биографических материалов о жизни и творчестве писателей-фронтовиков Луганщины. – Луганск : Шико, 2010. – 270 с.

***

Часы работы библиотеки

Понедельник - пятница:
с 9.00 до 17.00

Воскресенье:
с 9.00 до 16.00

Выходной: суббота и
праздничные нерабочие дни
Последний день месяца –
санитарный

Счётчики

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования